Русский язык. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Планета знаний". Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-72%
28,56 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-619.2
Авторы-составители Архарова О. В., Дьячкова Г. Т., Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Русский язык. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Планета знаний"" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Рабочая программа и система уроков по русскому языку разработаны в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированы на работу по учебнику, входящему в состав учебно-методического комплекса "Планета знаний":
Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М. : ACT : Астрель, 2015.
Представленная рабочая программа включает пояснительную записку и учебно-тематическое планирование системы учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируютсяуниверсальные учебные действия.
Сценарии уроков содержат систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.
Система уроков представлена в примерном варианте и рассчитана на творческую работу педагога.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.

Примеры документов

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса русского языка.

Программа 2 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.

Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : рабочая тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.

Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : дидактические карточки-задания / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.

Желтовская, Л. Я. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2014.

Общая характеристика учебного предмета1

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

– познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

– социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.


Содержание программы2

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

Слово – главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ЯЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ.

Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв3. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.

Строение слога. Правила переноса слова.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков. Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).

Слово как часть речи. Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.

Слово и предложение. Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Предложение и текст. Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. (Часы по разделу «Речевое общение» указываются в основном из уроков по изучению речеведческих тем, уроков творческой деятельности и их анализа.)

Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации).


Литература

Литература

1. Агеева, И. Д. 500 загадок про слова для детей / И. Д. Агеева. – М. : ТЦ СФЕРА, 2003.

2. Александрова, Г. Занимательный русский язык / Г. Александрова. – СПб. : Тритон, 1997. – (Серия «Нескучный учебник»).

3. Альбом для раскрашивания с загадками К. Чуковского, С. Маршака, русских и советских писателей. – Можайск, 1995.

4. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина. – М. : Владос, 2001.

5. Бетенькова, Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных : кн. для учителя / Н. М. Бетенькова. – М. : Просвещение, 1994.

6. Вахрушева, Т. Диктанты по русскому языку : учеб. пособие для нач. шк. / Т. Вахрушева. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.

7. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. – М. : АСТ, 1996.

8. Волина, В. В. Весёлая математика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995.

9. Волина, В. В. Откуда пришли слова : занимательный этимологический словарь / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.

10. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя / В. В. Волина. – Екатеринбург : Арго, 1996.

11. Желтовская, Л. Я. Русский язык : учебник : 2 кл. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2012.

12. Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 кл. : рабочая тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2015.

13. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте : чтение и письмо : 1 класс / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ВАКО, 2006. – 368 с.

14. Занимательная грамматика / сост. Е. Е. Семёнова. – М., 1995.

15. Занимательная грамматика. – М. : Омега, 1996.

16. Леонович, Е. Н. Моя первая энциклопедия : русский язык / Е. Н. Леонович. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.

17. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов ; под ред. Л. А. Новикова. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

18. Матвеева, А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе : метод. пособие / А. Н. Матвеева. – М. : Дрофа, 1995.

19. Нарушевич, А. Г. Тесты по русскому языку : учеб. пособие для нач. шк. / А. Г. Нарушевич, Е. В. Попова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.

20. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы : уроки русского языка / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : Аквариум, 1996.

21. Практический курс по русскому языку для начальной школы : справочник школьника. – М. : Филологическое общество «Слово», 1998.

22. Синицын, В. В. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. В. Синицын. – М. : АО «Столение», 1996.

23. Словарь синонимов русского языка / авт.-сост. М. А. Ситникова. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

24. Удзенкова, А. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А. Удзенкова, О. Сагирова. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997.

25. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно : русские народные загадки. – М., 1991.

Электронные ресурсы:

Кострюкова, Е. Кроссворды по русскому языку. – Режим доступа :

http://nsc/1september.ru/ view_article.php?ID=200901106

www.solnet.ee/parents/p1_54_1.html

http://allforchildren.ru/rus/ageeva04.php

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.html


Урок 1. Зачем человеку слово дано. Знакомство с учебником

Урок 1
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЛОВО ДАНО.
знакомство с учебником

Цели деятельности учителя: познакомить с учебником и рабочей тетрадью; формировать общее представление о понятиях «дар речи», «информация», «речевое действие», «общение».

Планируемые результаты: личностные: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка; метапредметные: регулятивныенаучатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательныезнакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативныенаучатся использовать в общении правила вежливости; предметные: научатся предъявлять основные учебные умения – читать и писать.

Оборудование: на доске пословицы: «Человеку дано слово, животному – немота», «Язык языку весть подает», «Хорошую речь хорошо и слушать».

Ход урока

I. Знакомство с учебником.

– Мы сегодня познакомимся с учебником «Русский язык». Кто написал учебник? Как вы понимаете словосочетание «планета знаний»? (Учащиеся высказывают предположения.)

– Откройте форзац учебника. Кому знакомо слово «форзац», что оно обозначает? (Двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой.)

– Прочитайте, какие темы мы будем изучать. Какие темы нам уже знакомы?

– Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые встретятся вам в учебнике. Для чего нам нужен орфографический словарик? А орфоэпический? Откройте в конце учебника форзац. Правильно вы ответили на вопросы? Прочитайте обращение к вам автора учебника.

– А что это за маршруты? Назовите основные пункты путешествия.

II. Сообщение темы. Работа над новой темой.

1. Работа по учебнику.

– Откройте учебник (с. 6). Рассмотрите рисунок в упражнении 1. Что изображено? Какие знаки и символы вам знакомы?

– Расскажите, как вы переходите улицу.

– Какой формой речи вы воспользовались?

– Почему о слове, о речи говорится как о даре?

– Прочитайте задание в упражнении 2. Что говорит Лев Успенский о даре слова? Откройте тетради. Запишите ответ, кто обладает даром слова. Какой речью вы воспользуетесь: устной или письменной?

2. Развитие речи. Работа над пословицами.

– Объясните, как вы понимаете смысл пословиц? (Работа с толковым словарем.)

– Запишите пословицу в рабочей тетради. Какие словарные слова использованы в этих пословицах?

3. Работа с текстом (упражнение 6).

– Какие способы общения животных вы можете назвать? Как общаются между собой ваши домашние животные? Что вы читали в книгах о «языке животных»?

– Что можно отнести к языку сигналов у животных? Подготовьте к следующему уроку сообщение об этом. А сейчас поиграем в «переводчиков». Рассмотрите внимательно позы животных. О чем они «говорят»? Впишите в предложения нужную кличку животного, следите за посадкой, правильно держите ручку при письме.

4. Чистописание (рабочая тетрадь, с. 3).

– Обведите предложение. Напишите на строчке самостоятельно это предложение. Сравните написание букв. Проверьте.

III. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали о слове, о речи? Какой формой речи вы пользовались при ответах на вопросы?

– Какой формой речи вы пользовались при письме?

– Что узнали о способах общения животных?

– Какие пословицы запомнили? Какими из пословиц, услышанных на уроке, вы пользуетесь при разговоре с товарищами, говоря об учебе?

Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 4); сообщение о способах общения животных.


Урок 2. Наш родной язык – русский

Урок 2
НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК – РУССКИЙ

Цели деятельности учителя: дать представление о роли языка в жизни человека, понятие о русском языке как родном языке русского народа и как государственном языке России; учить пользоваться этимологическим словарем, отвечать письменно на вопросы.

Планируемые результаты: личностные: осознают свою принадлежность народу, стране; проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивныенаучатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательныенаучатся осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык»; коммуникативныенаучатся слышать, точно реагировать на реплики; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка; получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование (на доске): таблички с записями на разных языках, рисунки с изображением разных народов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Какие способы общения животных вы узнали из книг, журналов, справочников? А как домашние животные понимают людей? Каким «языком» они общаются?

II. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки. Почему люди не понимают друг друга? На каком языке вы говорите дома? Какой ваш родной язык?

– Как вы понимаете выражение «русский язык»?

– Прочитайте задание к упражнению 3. Какое предложение о русском языке будет главным? Запишите его в тетради. Какие слова вы запишете из словарика?

– Кто является творцом русского языка? Найдите ответ в тексте упражнения 4. Кто написал этот текст? Какие произведения этого писателя вы читали?

2. Работа в рабочей тетради (с. 5–6).

– Какой цветок вы нарисуете? (Ромашку.) Напишите название цветка. Разделите это слово на слоги. Поставьте ударение. (Ро-маш-ка, рома́шка.)

– Прочитайте задание 2. С чем сравнил ромашку ваш ровесник? Подчеркните сравнение.

– С чем бы вы сравнили ромашку? Выполните задание.

– Пропишите сочетания букв. Как вы понимаете слово «певучий»? Приведите примеры, когда вы говорите певуче? Запишите в тетради предложение. Проверьте запись друг у друга.

– Что понравилось у соседа в тетради? А у тебя так же чисто и аккуратно выполнена работа? (Спросить несколько пар.)

3. Индивидуальная работа по учебнику.

– Для того чтобы не допускать ошибок при списывании, что нужно помнить? Откройте учебник (с. 140). Прочитайте внимательно памятку «Как правильно списывать текст». (Вслух читает хорошо читающий ученик.)

– Прочитайте про себя. Спишите отрывок из стихотворения А. Шибаева (упражнение 6).

– Прочитайте задание к упражнению 7. Как вы объясните слова Степашки: «Нет, просто на иностранном»?

– Давайте прочитаем в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, что обозначает сочетание слов «иностранный язык». (Учащиеся открывают словари, учитель напоминает, как пользоваться словарем. Читают: «Иностранный язык: относящийся к другой стране».)

III. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке? Почему русский язык понимают все народы, живущие в России?

– Как понимаете: «Родной язык мой русский, как Родина, родной». Что такое «иноязычные слова»?


Уроки 3–4. Язык певучий и богатый

Урок 3
ЯЗЫК певучий и богатый

Цель деятельности учителя: учить видеть образность, точность, краткость, меткость русского языка в произведениях устного народного творчества, работать с пословицами и загадками.

Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивныенаучатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательныенаучатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; коммуникативныенаучатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка, соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

– Прочитайте высказывание о русской речи К. Г. Паустовского в упражнении 1. Какими особенностями русской речи восхищается писатель?

– Ответьте на вопросы в упражнении 2. Какие средства языка делают речь плавной, музыкальной? (Интонация, сравнения, эпитеты и др.) Какие особенности устной речи отмечает писатель в тексте? Они совпадают с вашим мнением?

– Вспомните памятку списывания текста. (Несколько учеников проговаривают памятку.) Выпишите предложение, в котором дано описание русского народного языка. Выполните грамматическое задание.

– Прочитайте задание (упражнение 4). Прочитайте диалог по ролям.

– Почему дедушка говорит: «Это слова твои гремят»? Докажите, что звуками тоже можно изображать и писать. Приведите свои примеры.

– Что такое скороговорка? Скажите скороговорку, которую вы знаете. Прочитайте задание (упражнение 5).

– Давайте попробуем произнести эти скороговорки как можно быстрее, но каждое слово членораздельно, понятно. В каких словах вы встретили три согласных звука подряд?

– Что мы наблюдаем при произнесении скороговорок? (Быстрый темп, четкое произношение.)

– Запишите по памяти скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие твёрдость согласных.

2. Работа над колыбельной песенкой (упражнение 6).

– Приходилось ли вам петь маленькому ребенку колыбельную песенку? А мама, бабушка пели колыбельные песенки?

– Давайте заглянем в этимологический словарик, узнаем, откуда произошли слова «баю-баю-баиньки». (Читает хорошо читающий ученик.) Как вы думаете, почему колыбельные песни называют песнями нежности? С какой интонацией их поют? (Задушевно, плавно, певуче.)

– Прочитайте колыбельную про себя. А сейчас так, как вы бы ее пропели малышу.

3. Работа в рабочей тетради (с. 7).

– Прочитайте задание 2. Допишите скороговорку. Подчеркните сочетания согласных.

– В чем вы видите нелепицу в упражнении 3? Запишите правильно предложение. (Голова закачалась.)

II. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке?

– Прочитайте на доске колыбельную песенку.

Тихо, тихо, тихо, тихо,

Не шумите. Спит ежиха.

Как колючие клубочки

Рядом спят её сыночки.

Не скрипите. Тише, тише.

В темной норке дремлют мыши.

Дождик спит за облаками,

Даже речка спит теперь.

Телевизор не включайте,

На воде уснули чайки.

В гости к нам пришёл сейчас

Тихий час, тихий час.

– Как вы ее прочитали? Вы слова напевали? А почему? Можно назвать эту песенку «песней нежности»?

Домашнее задание: поинтересуйтесь у мамы, какую песенку она вам напевала, когда были совсем маленькими, выучите её.


Урок 4
язык певучий и богатый

Цели деятельности учителя:

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом
Задать вопрос